Грех действует весьма незаметно и лукаво. Лукавый дух, искушая душу на зло, представляет в уме ей нечто, именуемое прилогом. Прилог – это едва заметный помысел или образ греха, мысленно начертываемый в нашем сознании. Как бы некая картинка, которая попадает в фокус нашего внимания. Прилог вовсе не лишает нас свободы, не насилует, но лишь привлекает на себя внимание, влечет к себе, но не так, чтобы против желания своего склонился к нему человек.
И если это приглашение, этот призыв со стороны греха приемлется невнимательным христианином, то грех уже вступает в силу, окутывает, обволакивает сознание, услаждает сердце, понуждает волю. И вот уже человек против собственного желания, силою греха, как рыбка, попавшая на крючок, бывает влекома к деятельному совершению противонравственного поступка.
Благодать Господня призывает человека в глубинах его сердца, в недрах его сознания. И нужно быть весьма, весьма внимательным к самому себе, дабы не отринуть этот призыв, не оказаться гостем, который приглашен царем войти в царский чертог, однако, не внял этому приглашению.
Вот почему людям многоговорливым, суетным или людям, ищущим всегда и всюду развлечений, внешних раздражителей слуха, зрения, осязания, вкуса очень трудно бывает проснуться от сна, в который они погружены. Напротив, едва лишь только мы бываем внимательны к самим себе, как начинаем лучше разбираться в тайнах собственной внутренней нравственной жизни.
Протоиерей Артемий Владимиров